Logo of Business Club

девелопер и оператор сервисных офисов полного цикла

27 июня 2024 г.

Выступление Мурада на CRE Mid-Year Results

27 июня в гостинице Radisson Blu Leninsky прошла конференция CRE Mid-Year Results 2024. Мурад Дамиров, совладелец и управляющий партнер Business Club, и другие члены дискуссии второй сессии, посвященной практическим аспектам девелопмента и управления объектами, обсудили достижения их компаний за первое полугодие, а также поделились видением развития рынка коммерческой недвижимости и способами реагирования на имеющиеся вызовы.
 
Станислав Бибик, партнер NF Group, на правах модератора начал сессию с блиц-опроса, в рамках которого эксперты делились ключевыми событиями, произошедшими в их компаниях за последнее время. Мурад Дамиров в свою очередь рассказал о ходе строительства БЦ на Ходынском поле, а также раскрыл подробности последних заключенных сделок:
 
«Офисный сегмент цикличен. И сегодня мяч на стороне тех девелоперов, которые рискнули несколько лет назад, когда рынок находился на дне, подготовить почву для новых проектов. БЦ на Ходынском поле мы начали строить осенью прошлого года и на сегодняшний день уже закончили монолитные работы. На наших действующих площадках нулевая вакансия. За последнее время мы закрыли еще две знаковые сделки по реализации сервисных офисов — в БЦ PORTA (3 563 кв. м) и БЦ «Газетный,17» (5 388 кв. м)».
 
В своем выступлении Мурад подчеркнул, что в сравнении с классическими офисами бизнес-модель профессиональных операторов более конкурентноспособна.
 
«Трек-рекорд Business Club, способность работать качественно и быстро в жестких условиях, а также возможность кредитования заказчиков (за счет перевода CapEx в OpEx) — только в офис Ozon в БЦ «Искра-Парк» было вложено порядка 1,5 млрд рублей — позволяет нам удовлетворять высокие требования крупнейших корпоративных клиентов», — отметил эксперт.
 
Отвечая на вопрос модератора о наиболее выгодной в текущих условиях стратегии для девелоперов, Мурад не стал отрицать востребованность мелкой нарезки за счет компаний, арендующих класс С (по подсчетам компании, сейчас этот рынок достигает порядка 30 млн кв. м). Но стратегия Business Club подразумевает создание инвестиционного продукта под крупных корпоративных клиентов.
 
Подробности на портале cre.ru:
cre.ru/news/95383
 
Основные тезисы:
Офисы выгоднее квартир с точки зрения инвестиций (12 % против 4 % — ставка капитализации).
Офисы стали покупать те инвесторы, которые раньше покупали квартиры.
Актуальные форматы офисов: нарезка 50–100 кв. м для частных инвесторов, этажи по 1 000–2 000 кв. м для конечных пользователей, здания по 10–15 тыс. кв. м для крупных компаний.

Бизнес-модель профессиональных операторов более конкурентноспособна в сравнении с классическими офисами.